Перспективы авианосного флота мировых держав с учетом развития высокоточного и сверхзвукового оружия.

Авианосец
Aircraft Carrier USS Lexington illuminated at night, Corpus Christi, TX USA

Введение

                Авианосцы, появившиеся как новый класс кораблей сразу же после появления авиации, к настоящему моменту, достигли технического совершенства,, во всех аспектах развития. Ядерные силовые установки, средства ПВО ракетные и пушечные, средства РЭБ, обнаружения, инфраструктурное обеспечение — начиная с личного состава, и заканчивая своевременным и оперативным снабжением боеприпасами, необходимым материально-техническим обеспечением.

                Доктрина применения, отработана практикой второй мировой войны – Пёрл — Харбор, Маршалловы острова, локальными конфликтами последних десятилетий – Ирак, Косово. Практика боевого применения наглядно показала преимущество высокомобильной авиабазы с авиаотрядом, зона действия которого накрывает значительную часть земной поверхности, досягаемой с моря при дозаправке самолетов в воздухе.

                Будучи «главными бриллиантами» в короне военной мощи державы, авианосцы и охраняются под стать – группировки кораблей прикрытия и снабжения, подводные лодки, дивизион ПВО, РЭБ, противолодочная оборона, собственное ракетное вооружение различных классов.

                Нужно ли топить авианосец, или достаточно парализовать его работу.

                Авианосные соединения, являются настолько сложной технической и организационной системой, что выведение из строя, казалось бы, незначительного или не ключевого элемента, может привести к полному параличу системы.

На примере основной для авианосца работы по подъему самолетов в воздух, и посадке их через 2-3 часа после выполнения боевого задания, выделим несколько ключевых узлов, нарушение работоспособности которых, смешными, с точки зрения современного ракетного или торпедного вооружения средствами, приводит к временной или длительной потере «нетрудоспособности» авианосца.

Рабочая палуба авианосца – как легкая цель для сверхзвукового или высокоточного боеприпаса.

1.       Самолеты и вертолеты, заправленные и вооруженные, тесно стоящие в ожидание взлета, до четырех взводимых взлетных катапульт, подъемные щиты для направления газового потока самолетов вверх, грузовые лифты.  Даже незначительные ошибки пилотов при взлете и посадке допускаемых в условиях, когда господство авианосцев в море неоспоримо и противник никак не противодействует непосредственно на авианосец, приводят к многочасовому организационному параличу летной работы судна. Если в это время, в воздухе остаются машины, вылетевшего на боевое задание звена, то садиться им придется на запасной аэродром – если он есть в пределах досягаемости на остатках топлива.

2.       Аэродромы наземного базирования, имеют несколько направлений ВПП, боевые машины могут готовиться к взлету в капонирах, либо на значительном удалении от КПП, удары различных боеприпасов осуществляются по территории в несколько десятков гектаров. Применение по аэродромам высокоточного оружия, должно быть в разы более массированным, для надежного выведения из строя критических участков ВПП, и боевых единиц эскадрильи. Попадание даже единичного боеприпаса высокоточного оружия в любой участок рабочей палубы авианосца, гарантированно приведет к невозможности взлета и посадки в течении ближайших нескольких часов.

3.       Попадание нескольких снарядов в палубы нескольких авианосцев при отсутствии наземных аэродромов, запирает не вылетевшие боевые машины на ангарной палубе авианосца (пусть и в полной боевой сохранности),   и делает возвращение уже вылетевших самолетов невозможным.

4.       Предположим, что в реальных боевых условиях, все поврежденные на верхней палубе машины будут сброшены в воду. Ремонтные команды с максимальной скоростью за несколько часов, устранят последствия разрушения механизмов катапульт, щитов перенаправления потоков воздуха, поверхности взлетной палубы, и заменят лифты. Пройдут минимум часы, по истечении которых, в лучшем случае, авианосец сможет начать принимать с берега или других авианосцев новые машины и снова готовить их к вылету.

5.       Периодическая работа высокоточного оружия исключительно по подъемным лифтам и башне управления полетами и главной надстройке, гарантированно превращает авианосец в плавучий аэродром без взлетной полосы.

6.       Применение высокоточного оружия, в результате приведет к неоднократному физическому уничтожению заменяемых элементов инфраструктуры верхней палубы и технического персонала, способного такой ремонт производить. Результатом станет необходимость ремонта авианосца в доке, даже если он дойдет туда своим ходом, без потерь ходовых качеств как корабля.

7.       Фатальным для выполнения основной задачи по взлету и посадке самолетов и вертолетов, будет применение высокоточного оружия, даже ограниченной разрушительной мощности по элементам автоматического наведения на посадочную глиссаду возвращающихся самолетов. Даже в идеальных погодных условиях, данная задача требует многократных тренировок и практического опыта пилота. При штормовом ветре и низкой облачности, разрушение любого из элементов системы наведения приземляющихся самолетов, делает посадку сложно выполнимой задачей. Вылет машин будет осуществляться, только при условии, «в один конец или на другой аэродром». Авианосец же, без возможности принятия пополнения боевыми машинами или обеспечения возврата базового звена, становится складом топлива и боеприпасов, с неясными перспективами применения.

8.       В условиях, когда авианосец не может поднять в воздух машины воздушного прикрытия флота, он сам, вместе с кораблями эскорта, становится менее защищенным для авиации противника.

Заключение

                Последние несколько десятилетий, при всем богатстве опыта боевого применения самолетов по береговым объектам, на авианосцы никто на практике не посягал ни ракетным вооружением, ни торпедным. Развитие происходило в тепличных условиях, когда времени на подготовку машин к взлету хватало, приём возвращающихся самолетов обеспечивался доступностью ВПП. Взлет и посадка при неблагоприятных погодных условиях происходили исключительно в тренировочном режиме, здоровыми и подготовленными пилотами.

И даже в этих условиях, летные происшествия при посадке, надолго прекращали нормальную работу авианосца. Не севшие к моменту ЧП самолеты уходили на запасные аэродромы, устранение последствий происходило при достаточном времени и нормальном техническом обеспечении.

Данные факты, позволяют предположить, что в условиях реальной войны, нужды топить авианосцы, скорее всего не будет. Опыт боевого применения сверхзвукового вооружения  по верхней или ангарной палубе авианосца надолго запечатает оставшиеся самолеты в авианосце. Командование флота будет перед дилеммой – возвращать авианосец в строй, не взирая на трудности и возможность повторного прекращения его боеспособности, либо возвращать на базу, вместе со всем персоналом и боеприпасами, и решать вопрос доставки мобильных авиагрупп к берегам противника иным способом.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий